Учимся писать сочинение-рассуждение
Гетта Маргарита Анатольевна, студентка гр. 207, профессия «Повар, кондитер» ГБПОУ КК «Белореченский индустриально-технологический техникум».
В последнее время много говорят и пишут о том, как правильно писать сочинение [1]. Для некоторых ребят – это сложный и непосильный процесс, но для меня – это интересная и увлекательная работа.
Требования к сочинению-рассуждению.
– сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);
– сформулировать позицию автора;
– высказать свою точку зрения;
– убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
– изложить мысли грамотно, последовательно и связно, к тому же объём сочинения должен составлять не менее 150 слов. Изучив литературу по данному вопросу, я вывела для себя алгоритм написания сочинения-рассуждения.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
- Определение темы текста
- Формулировка проблемы, комментарии к тексту
- Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее двух аргументов)
- Собственное мнение по данной проблеме (теме)
- Первый аргумент (пример из художественной литературы)
- Второй аргумент (пример из жизненного опыта)
- Выводы (заключение)
Модель написания сочинения-рассуждения
- Выявление темы текста. Для начала нужно ответить на вопрос: «О чём данный текст?» Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Можно использовать следующие речевые клише:
«… — вот тема, к которой обращается автор текста».
«Эта статья (текст) о… ».
«Автор данного текста обращается к актуальной теме — теме…».
2.Что такое проблема? ПРОБЛЕМА (от греч . problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Следует сосредоточиться на одной проблеме, которая:
- находится в центре внимания автора,
- даёт большой простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту.
Например: «В своих размышлениях автор обращается к проблеме…»
Возможны следующие варианты клише: Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии воспитания, образования. «… Над ним (этим вопросом) задумывается автор текста» «Автора интересует вопрос …, о … …? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор».
Далее мы во втором абзаце комментируем проблему. Что такое комментарий к проблеме?
- Это не пересказ!
- Это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, её толкование.
Итак, комментируем проблему. Важно поразмышлять над некоторыми вопросами: кому адресован текст? какова степень актуальности текста? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? С каким настроением пишет автор? Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?
- Определяем авторскую позицию (идею текста).
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. В сочинении необходимо показать мнение автора по проблеме. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов: что хотел сказать своим читателям автор? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Надо обратить внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Здесь возможно цитирование, но слишком увлекаться нельзя.
- Выражение собственного отношения к проблеме.
Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…».
Например, можно написать так: «В тексте говорится, что подобное явление в жизни встречается часто. Трудно не согласиться с автором. Недавно в печати была статья, которая поднимает эту же проблему. В ней говорилось о… Наверное,…». Аргументов должно быть не менее двух.
- Первый аргумент из художественной литературы.
Каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца, обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях и наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.
- Как заканчивать сочинение?
В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Стремитесь дописывать свое сочинения до последней точки, то есть до того момента, после которого уже ничего нельзя добавить.
Литература:
- Карисова Ж.М. Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2005 г.