Методические рекомендации по написанию итогового сочинения по дисциплине «Русский язык»
Колташова Юлия Васильевна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК «Белореченский индустриально-технологический техникум»
Написание сочинений – один из самых сложных для студентов вид деятельности. И к тому же самое большое количество ошибок и затруднений у обучающихся на экзамене вызывает именно это задание. Рособрнадзором разработаны критерии оценивания сочинения ЕГЭ, далее К1—К12.
К1 – формулировка проблем исходного текста. Как определить проблему? В художественных текстах проблема чаще всего не формируется автором, читатель выявляет её сам через отношение автора к изображаемому. В публицистических текстах проблема может формулироваться тезисно или открыто в одном фрагменте текста, чаще всего в начале или конце текста в отдельном абзаце.
Проблема формулируется двумя способами: либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
а. Проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: «Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; «В тексте поднимается проблема одиночества»;
б. Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей для случаев, когда сформулировать проблему текста невозможно: «Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина».
К2 – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе говорится, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это — самое сложное.
К3 – отражение позиции автора. Между К2 и К3 очень нечеткая граница, поэтому присутствует опасность замены одного другим. Нужно научить обучающихся ясно представлять, что К2 – это позиция ученика об актуальности проблемы, а К3 – позиция автора к поднятой проблеме: почему автор поднял такую проблему? Что он хотел сказать?
К4 – аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Аргументы «за» должны быть: правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки сочинения).
Аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить.
Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
К сильным аргументам относят: научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты; ссылки на мнения авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений; пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость; опыт народа; факты, события; примеры из личной жизни и жизни окружающих; примеры из художественных произведений [1].
Вот несколько советов, как подготовить выпускников к успешному написанию сочинения-рассуждения.
- Необходимо обучить прежде всего вдумчивому прочтению текста, выработать умение определять его тему и проблему.
- Всматриваться в языковые средства выразительности.
- Обучающийся должен хорошо знать особенности жанра рецензии и эссе и стремиться их выдержать.
- Продумать композицию и языковое оформление сочинения. С чего начать? Как соединить анализ текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем.
- Необходима большая подготовительная работа по изучению основных средств выразительности.
Обучающийся должен четко усвоить, что нужен не пересказ текста, а его интерпретация — толкование затронутой в тексте проблемы.
Можно прибегнуть к такому методу, как зачитывание вслух лучших работ обучающихся, анализ их. Особое внимание следует обращать на самые удачные моменты в сочинении. Это очень помогает совершенствовать навык написания сочинения — рассуждения на заданную тему.
Подобная работа учит старшеклассников более серьёзно и вдумчиво относиться к собственным сочинениям.
Не скроем, что более или менее объективно оценить собственную работу могут только сильные учащиеся, слабые, как правило, с ней не справляются или сдают контрольный лист пустым. Самый лучший выход из этой ситуации – совместная с учеником проверка сочинения, когда он наблюдает за тем, как учитель выставляет баллы, выслушивает его замечания и исправляет ошибки.
Литература:
- Мещерякова. М.И Сочинение: Секреты успеха. – М.: Изд-во «Рольф» 2002 г.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2002 г.