Кезин В.Г. Планирование индивидуальной методической работы преподавателя

Планирование индивидуальной методической работы преподавателя

 

Кезин Василий Георгиевич, канд. пед. наук, доцент,  преподаватель экологии и охраны труда ГБПОУ КК «Белореченский  индустриально – технологический техникум»

 

К основным видам профессионально-педагогической деятельности наряду с преподавательской, воспитательной, производственно-технологической относят методическую работу.

В информационных источниках нет единства взглядов на определение сущности методической работы. Так, под методической работой понимается комплекс мероприятий, проводимых администрацией и педагогическими работниками учебного заведения в целях совершенствования методов и приемов учебно-воспитательной работы, творческого их применения в аудиторной и внеаудиторной работе. В другом источнике в центре методической работы находится развитие профессионализма педагогических работников: методическая работа входит в число основных видов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений и представляет собой инструмент повышения квалификации педагогических работников, развития их творческих способностей и инициативы, совершенствования образовательного процесса [2].

Обобщая различные подходы, под методической работой мы будем понимать совокупность мероприятий, направленных на  повышение профессионализма преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, обеспечение образовательного процесса учебно-методическими материалами.

Следует также отметить, что нередко в литературных источниках методическая работа представлена в виде словосочетаний: учебно-методическая, научно-методическая, организационно-методическая.

К организационно-методическим относятся мероприятия по управлению методической работой в образовательном учреждении. Научно-методическая работа предполагает инновационную составляющую учебного процесса, включает поиск и освоение передового педагогического опыта, в том числе через осуществление экспериментальных исследований.

Однако, основным направлением методической работы выступает учебно-методическое, которое предполагает методическое обеспечение учебного процесса программно-методическими материалами, совершенствование методик преподавания, повышение профессионального мастерства педагогических работников.

В литературе приводится характеристика двух основных функций методической работы в профессиональных образовательных учреждениях – коллективной и индивидуальной [1, 255-259].

Коллективная методическая работа предполагает активное участие членов педагогического коллектива в ра­боте педагогического совета, методических комиссий, совещаний, педагогических чтений, се­минаров-практикумов и др. Индивидуальная методическая работа – это деятельность по са­мообразованию и самосовершенствованию.

Вместе с тем, разделение методической работы на два типа достаточно условное. Так, участие преподавателя в предметных методических комиссиях предполагает не только коллективные действия, такие как заслушивание, изучение и обсуждение учебно-методической документации, обмен опытом и повышение квалификации. Любые коллективные формы работы предполагают наличие личной активности преподавателя. Такая работа связана, прежде всего, с развитием мастерства педагога, совершенствованием индивидуального опыта обучения и воспитания.

Упорядочивание индивидуальной методической работы преподавателя осуществляется посредством планирования, т.е. заблаговременного определения основных направлений предстоящей деятельности с учетом внешних требований и внутренних факторов, обеспечивающих благоприятные условия для профессиональной самореализации.

В педагогической литературе планированию как функции управленческих работников учебного заведения уделяется много внимания. Меньше внимания в литературе уделяется планированию индивидуальной учебно-методической работы преподавателя. Между тем, потребность в освещении этого вопроса у преподавателей достаточно высока. Такое направление, как составление плана методической работы вызывают немало вопросов. Например, какими общенаучными, специально-научными рекомендациями следует пользоваться.

Выделим ряд рекомендаций по планированию индивидуальной методической работы преподавателя.

Во-первых, весьма полезным станет обращение к опыту освещения индивидуального планирования в литературе по менеджменту и психологии деятельности.

Во вторых, первоначально составленный план в процессе деятельности будет уточняться и детализироваться. Одни мероприятия могут потерять свою актуальность, появятся какие-то новые более значимые направления. Вместе с тем, к отказу от запланированных действий и введению в план новых направлений следует подходить очень обоснованно и ответственно.

В-третьих, несмотря на то, что управленческие работники нередко стремятся навязать исполнителю жесткие и однозначные предписания о том, какие действия он должен спланировать и осуществить, именно самостоятельное планирование и самостоятельное внесение в дальнейшем коррективов в план, обеспечат необходимую мотивацию к выполнению запланированного.

Литература:

  1. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
  2. Трегубова, Е.Д. Эффективная методическая работа – условие и результат повышение качества профессиональной деятельности преподавателя: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ktk.zaural.ru/smk/flz/1200033341_1234.doc.